Дек 30, 2018 / by admin / In Мысли / Leave a comment
Когда ребенок рождается, нам кажется, что это чистый лист, идеальное творение. Есть страх того, как и чем мы заполним этот лист, какая часть наших воззрений и комплексов перейдет ему по наследству. И, хотя бессознательное младенца структурируется еще до рождения (на него влияет контекст появления – желанность, нежеланность, необходимость в ребенке-функции и так далее), мы, родители, действительно закладываем фундамент психического развития ребенка. Таким образом, родитель – это самый важный детский психолог.
Психоаналитическая наука признает существование детской сексуальности. Сексуальность здесь стоит рассматривать в контексте влечений ребенка и способов его удовлетворения. Ребенок проходит в своем развитии путь от оральной фазы к генитальной стадии психического развития. Эти стадии определяются расположением эрогенных зон в том или ином возрасте. С рождения ребенок орален, его зона получения удовольствия находится во рту и рядом. Он получает пищу путем сосания жизненно важной теплой жидкости. Позднее (обычно к 2-2.5 годам) эта зона сменяется анальной. Ребенок учится прямохождению и сдерживанию каловых масс. Он может сам производить на свет что-то ценное и делать подарки. Поэтому у детей особенно выражен интерес к фекалиям и до определенного момента отсутствует отвращение к ним.
Уретральная эрогенная зона превалирует позднее. Здесь ребенок проявляет интерес к играм «тушения огня», учится справляться с ночным недержанием. И, наконец, генитальная фаза развития (3-5 лет). Как правило, сопровождается интересом к разнице полов, агрессией к родителю противоположного пола и эпизодами соперничества. Эта фаза сменяется латентной стадией (с 6-7 лет), когда интерес к изучению собственных эрогенных зон как будто утихает и сменяется интересом к внешнему. Именно поэтому в педагогике этот возраст считается оптимальным для начала школьного обучения.
Мы сопровождаем ребенка на каждой этой стадии развития, которые плавно сменяют друг друга. На каждой из этих стадий может произойти фиксация. Иными словами, когда напор влечения слишком велик, чтобы ребенок мог сам с ним активно справиться. Это может быть вызвано излишним стимулированием ребенка (к примеру, пустышка при малейшем писке), или, наоборот, недостаточным стимулированием (отсутствие реакции на продолжительный крик).
В этом месте возникает своеобразный психический рубец. Так, орально фиксированные люди «заедают» тревогу, или, наоборот не могут есть в состоянии стресса. Анальные имеют склонность к накопительству или бесконтрольным тратам. Сам по себе этот психический рубец не является диагнозом, он просто указывает на момент регрессии – в какую точку человек вернется, если ему плохо (например, алкоголики в основном оральны).
Родитель в детстве олицетворяет собой закон, власть, любовь. Все то, что впоследствии интроецируется ребенком, и будет уже автономно работать и без присутствия родителя. Именно поэтому уже взрослый человек, например, никак не может ослабить свое неуемное чувство долга, не считает себя привлекательным будучи красавцем или робеет перед руководящим составом компании.
В возрасте около семи месяцев ребенок начинает узнавать себя в зеркале. Однако, он не может описать себя сам, именно поэтому речь и взгляд другого, того, кто стоит рядом, так важны. Ребенок получает представление о себе через другого, он вынужден принять это на веру. И, если из зеркала на него глядит “грязный мальчик”, если у него “неловкие ручки”, если он “головастик”, это и будут его представления о себе.
Как правило, в воспитании детей мы наталкиваемся на «белые пятна» своего воспитания. Если наши проявления агрессии наказывались, у нас будет проблема с восприятием агрессии нашего ребенка. Именно поэтому родитель не может быть детским психологом, если сам он – раненный целитель. В таких случаях родители, как правило, отправляют ребенка к детскому психологу, чтобы как-то «починить поломку». Однако нужно понимать, что иногда ситуация в семье меняется и детские проблемы проходит, когда кто-то из взрослых проходит психотерапию. Это не значит, что профессия детского психолога или психоаналитика не должна существовать. Однако в них было бы куда меньше нужды, если бы мы, взрослые, планирующие стать родителями, ответственнее относились бы к собственному психическому здоровью.